Шигеру Бан родился в Токио в 1957 году. С 1977 по 1980 год учился в Архитектурном институте Южной Калифорнии (SCI-Arch). А в 1980 году поступил в архитектурную школу Cooper Union (США), где два года проходил обучение под руководством Джона Хейдака (John Heiduck). После окончания колледжа проработал год в мастерской Арата Исозаки (Arata Isozaki), и через пару лет основал свою собственную фирму в Токио.
Своими «идейными вдохновителями» Шигеру Бан считает Миса Ван дер Роэ, Алвара Аалто и Ле Корбюзье, а себя называет типично западным специалистом, отказываясь от прямых японских влияний. Как бы то ни было, но основным его ноу-хау стало использование в строительстве материала, издавна занимающего важное место именно в японской культуре. Бумагу перед своими архитектурными изысканиями Шигеру Бан пропитывает специальными защитными средствами. Прочность конструкциям придаёт бетон, заливаемый в трубы из картона.
Японцы в полной мере смогли оценить достоинства архитектуры «картонного мастера» после сильнейшего землетрясений 1995 года в г. Кобо. Тогда Шигеру Бан взялся за срочное возведение временных бумажных домиков, в фундамент которых для устойчивости закладывались ящики с песком, а в качестве крыши использовался пластиковый полупрозрачный тент. Такие дома строились и для беженцев из Руанды, а для Верховного комиссара ООН по делам беженцев архитектор спроектировал конструкцию из пластиковых листов и бумажных труб.
Среди его работ множество частных домов, многоквартирных комплексов, выставочных проектов (выставка Алвара Аальто в токийской галерее Axis Gallery, японский павильон на Hanover Expo в 2000 году), театры (Бумажный Театр в Амстердаме, Голландия, 2003), библиотеки (в Зуши, Канагава, Япония 1991), музеи, художественные павильоны, мосты… Есть даже бумажная церковь, построенная в том же Кобо. Овальная колоннада из пятидесяти колонн диаметром 33 см и высотой 5 м каждая покрыта большим навесом из картона.
В его «послужном списке» есть дома-лабиринты, оборудованные гибкой системой перегородок. Перегородки могут съезжаться и разъезжаться, превращая строение то в одно большое помещение, то в многокомнатное строение.
Конечно, бумажное строительство представляет лишь часть творческих интересов Шигеру Бана, однако, без сомнения, самую яркую и запоминающуюся. Архитектор часто экспериментирует, используя подчас неожиданные материалы (бамбук, пластик, фанеру и др.), смело работая с пространственными построениями.
В 1997 году Шигеру Бан был признан лучшим молодым зодчим страны по версии Японского института архитекторов.
Читайте также: Картонные миры Шигеру Бана (Shigeru Ban)
Материалы статьи разрешается использовать в соответствии с лицензией GNU FDL.