Горошек, клетка, полоски, ромбы, «елочка»… Орнаменты окружают нас повсюду, являясь важными составляющими современного дизайна. Совершенно нейтральные на первый взгляд, на самом же деле паттерны организуют вещи нашего практического мира, покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, задают определенные способы их восприятия, направляют движение взгляда, соотносят целое с его частями.
Можно сказать, что узоры вплетены в саму жизнь. Воплощенный в той иной форме, цвете и материале, паттерн поднимает предмет над ограниченностью его практического назначения, делает носителем некоего общего принципа, малой моделью гармонического мирового порядка.
Мы не могли обойти без внимания такую важную тему, как узоры в дизайне. Причем, рассмотреть ее захотелось целостно и всеобъемлюще, охватывая как рисунки, распространенные в культуре многих стран и характерные сразу для нескольких культурных традиций, так специфические, редкие паттерны. Так родилась идея создания цикла статей об истории узоров и, недолго думая, назвать его «Д.Узор».
А право стать первым среди героев историй нового цикла выпало никому другому, как «турецкому огурцу». Что ж, экзотический восточный гость, широко известный еще и под названием «пейсли», посещает Д.Журнал впервые. Встречайте!
Многообразие орнамента каплеобразной формы, его пластичность и готовность к трансформациям стали причиной огромной популярности «турецкого огурца» в качестве принта, которым усеяна одежда, всевозможные аксессуары, канцелярские предметы, а также весь интерьерный дизайн. Он известен как индийский огурец, турецкий огурец или боб, но чаще всего в Европе его называют «пейсли» (Paisley), хотя на родине величают «бута», что в переводе с санскрита означает огонь.
Полемика о происхождении паттерна «пейсли» ведется до сих пор. Трудность заключается в его расшифровке и датировке первоначального происхождения. Ведь этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии способствовали перемещению символов, идей и стилей. Поэтому версий происхождения и символического значения пейсли существует несколько. Мы не будем вдаваться в научные дебри и кратко, в общих чертах перечислим самые главные из них.
Растительный орнамент, который изображает шишку, цветок и символизирует плодородие, богатство, достаток. В Иране изображение «турецкого огурца» — пожелание счастья, благополучия дому. Узоры и рисунки с изображением бута встречаются в рисунках ковров, тканей, произведений декоративно-прикладного искусства, а также декоре архитектурных сооружений.
Один из символов древнейшей религии зароастризма (или маздаизма). В данном варианте «бута» — это языки пламени, которые воплощают жизнь и вечность. Такое же название имеет и растение, цветки которого по форме напоминают символ бута и обладают будоражащим ароматом и наркотическими свойствами. В зароастрийских ритуалах его использовали в знак почтения зеленой богини Веги, Анахит, Митры, а позже Ахура Мазды.
В Индии и Пакистане рисунок связывают с формой косточки манго. Также обозначает он динамику, развитие, размножение, так как его форма напоминает проросшее зерно или эмбрион. Египетский узор, который изображает пшеничный колос, — знак бессмертия. А Дальний Восток сравнивает пейсли с половинкой знака Инь-Янь.
Такое множество версий дает возможность говорить уверенно только об одном: орнамент пришел с Азии, а если точнее — с Персии (современный Иран), хотя по некоторым источникам, как было замечено, из Индии. В персидском декоре преобладали разнообразные растительные мотивы, в изображениях которых соединились условность и натуралистичность, что можно сказать и об этом орнаменте.
Сам по себе орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.
Паттерн «турецкий огурец» можно назвать славным детищем британской мануфактуры и восточного влияния. Утверждают, что появился он во времена правления династии Сасанидов (ІІІ — VII век н.э.), а распространился к XVI—XVIII в. Производить восточные шали с данным принтом начали в средние века в Индии, а затем и в других восточных странах. В те времена он украшал регалии и одежду знати, появлялся на ювелирных украшениях, посуде, предметах домашнего обихода и религиозного культа. В этой же форме выпекались лепешки.
У пейсли была бурная история завоевания Европы, в разные времена он то возносился на пик популярности, то куда-то исчезал, но скоро вновь возрождался. В Европу он попал в конце ХVІІІ века, когда аристократия пребывала в восторге от кашемировых шалей с необычным для того времени рисунком.
Альфред Эдвард Шалон. Мать и двое детей (1812, Музей Джеффри в Лондоне, Великобритания)
До начала ХIХ века ключевым центром производства тканей с таким узором был шотландский город Пейсли, в честь которого орнамент и получил свое второе название. «Пейсли» или «пейслийский» — так и сегодня величают его в текстильной промышленности, в кругах дизайнеров и историков моды. В начале ХХ века производство ткани с таким орнаментом приостановилось: он постепенно начал выходить из моды.
Дэвид Боуи в костюме с элементами узора пейсли
Следующей волной популярности были времена хиппи — 1960-е года. По стилистике и цветовой гамме яркая восточная «капля» отлично подошла жизнерадостным и миролюбивым хиппи, пленив их своей насыщенностью, пестротой и магической формой. В те времена «турецкие бобы» можно было встретить где угодно, даже Джон Леннон украсил ими свой Роллс-Ройс.
Узор на тенте
В 1981 году дом моды Etro выпустил коллекцию декоративных тканей с «огуречным» принтом, подсмотренном основателем бренда Джироламо Этро в его путешествии по Индии. Орнамент, наносимый местными жителями на кашемир — paisley pattern (пейсли) — очаровал знаменитого антиквара, коллекционера, путешественника, эксперта в области красоты и основателя бренда Etro, и с тех пор принт украшал все его изделия: мебель, текстиль, парфюмерию, одежду и аксессуары.
Позже волну подхватила английская марка Cole&Son, дизайнерский дом Kenzo и многие-многие другие. Сейчас этот орнамент, воплощенный в насыщенных красках, этнических мотивах, оригинальных аксессуарах, по праву считается визитной карточкой Etro.
В дизайне интерьера он появляется на постельном белье, декоративных подушках, шторах, посуде, облицовочной плитке, обоях, разных аксессуарах и элементах декора (кованых, вязаных, вышитых, расписных и пр.). Кроме этого, огуречные узоры используют в ювелирном деле, кулинарии, татуаже и маникюрном искусстве, ландшафтном дизайне и пр. «Турецкий боб» не только изображают на предметах, но и сами предметы повторяют их форму — пусть даже это сходство очевидно только для самих дизайнеров.
Вито Сельма (Филиппины). Кресло «Пейсли»
Его традиционная палитра — яркие насыщенные цвета. Благодаря своей универсальности он прекрасно подходит для любого интерьера, но не любой узор примет в свое окружение. Однотонный и ненавязчивый фон поможет «огурцу» проявить себя во всей красе, кроме того, достаточно сложно будет подобрать гармоничное сочетание узоров в интерьере.
Тем ценнее удачные находки и открытия, которые можно совершить, вооружившись фантазией и собственным чутьем. Узоров на свете так много, что с ними можно экспериментировать до бесконечности, объединяя в тех или иных цветовых и фактурных сочетаниях в интерьере, графическом дизайне, одежде, аксессуарах и многом-многом другом.
Словом, дерзайте, а мы вам в этом чуть-чуть поможем, понемногу рассказывая о каждом из них. До новых встреч в Д.Узоре!
Ваша ИнфУзория, специально для Д.Журнала©.
При написании использованы материалы из следующих источников:
Ворончихин Н., Емшанова Н. Орнаменты, стили, мотивы. – У., 2004.
О «турецком огурце» — на Википедии
Meg Andrews — сайт об истории костюма и редких тканях
Также в качестве иллюстраций использованы фотографии с сайтов: дома Etro, дизайнера Вито Сельма, Michael Reis, BluLabel Bungalow, PBteen, Branca, Mini Moderns, Comfortable Home Design, Furniture and Home Fashion.