На протяжении всей длины автодорог, проходящих по территории страны, путешественник должен удобно и уверенно чувствовать как за рулем, там и во время остановок, когда хочется отдохнуть, подкрепиться, освежиться, купить необходимые дорожные мелочи или осмотреть окружающие природные красоты. А это предусматривает достаточно развитую туристическую дорожную инфраструктуру.
В Норвегии, сеть автодорог которой довольно сильно разветвлена, такая задача реализуется в рамках программы Национальные туристические маршруты, об одном из проектов которой хотелось бы рассказать подробнее. Следует отметить, что программа привлекла внимание общественности благодаря новаторскому подходу архитекторов к поставленным задачам и появлению не только функционально необходимых, но и удобных, эстетически привлекательных и оригинальных объектов, гармонично интегрированных в живописные ландшафты.
Разработкой проекта «Selvika» в области Финнмарк на севере страны занималась студия норвежского архитектора Рейульфа Рамстада — Reiulf Ramstad Arkitekter, которая уже построила несколько объектов для этой программы.
Архитектуру RRA отличают инновационные архитектурные формы, по-новому выражающие пространственную связь между внешним и внутренним пейзажами. Линии разлома между этими двумя перспективами должны подчеркиваться, а не сглаживаться, что привлекает внимание к переходу от одного к другому. Еще один принцип RRA состоит в привлечении внешнего анализа из различных областей к каждому новому проекту. Это делает концептуальную область большой и расширяет возможности архитектора.
Изначальная цель проекта — выделить место для неспешной прогулки вниз, от автодороги к побережью, дабы человек мог «переключиться» и отдохнуть от езды за рулем, немного расслабиться и настроиться на созерцание прекрасных морских пейзажей. Поэтому главной задачей было замедлить движение и сделать сам путь сдержанным и размеренным.
Монолитный объект из грубого бетона сконструирован в соответствии с четкой геометрической стратегией, основанной на исследовании Рейульфом Рамстадом органических организмов округлой формы. «Selvika» объединяет в себе ряд различных функций: парковку, гараж для велосипедов, общественные туалеты, скамьи, открытую кухню и камин.
Кроме функциональной задачи необходимо было предусмотреть общую доступность. Вместо двойного решения с лестницей и пандусом проектировщики разработали идею единого спуска и превратили ее в неотъемлемую составляющую, определяющую общий характер проекта.
Расположенный на крайнем севере Норвегии, в окружении бесплодных, холодных гор, объект должен быть самодостаточными с точки зрения потребляемой мощности и вывода отходов. Учитывая склон места и необходимость создания обратного движения, спуск получается довольно длинным. Похожее на извилистую речку, такое сооружение продлевает путь и при этом содержит необходимые удобства для посетителя.
Архитекторам удалось добавить в необъятный пейзаж след человеческого присутствия, который выглядит здесь естественно — и в то же время завораживает своим внутренним ритмом, подобно окружающим его скалам, безмолвно глядящим в вечность.
Текст: Юлия Рыжкова, специально для Д.Журнала
Фото и иллюстрации: ©Reiulf Ramstad Architects
Читайте также:
Юрген Майер (Jürgen Mayer H.). Дорожная культура — в действии