Золотая трещина прорезает тарелки из коллекции «Удар грома» студии Рейко Канеко (Reiko Kaneko), словно вспышка молнии. Это очень символичное и обдуманное изображение. В японской культуре выделение мнимых или явных дефектов посуды золотом обозначало неизбежность проникновения природы в искусственные творения.
Рейко живёт и работает в Лондоне, где закончила факультет искусств и дизайна в Колледже святого Мартина и в 2007 году основала собственную студию. Однако на творчество Канеко оказывают огромное влияние её корни: будучи рождённой на территории Британии, всё детство девушка провела у родственников в Японии. Поэтому работы дизайнера представляют собой неподражаемый микс японской традиции и британского юмора, объединённые трепетным отношением к производству фарфора со значительной долей ручного декора.
В японской традиции не принято выбрасывать разбитый фарфор. Его скрепляют серебряными скобами или склеивают специальным составом и наносят золото, подчеркивая дефекты, в которых живёт сама природа. Золотые прожилки на поверхности фарфоровых изделий ценятся не меньше, чем шрамы на теле воина.
Традиционно японцы считают, что посредством фарфоровой посуды осуществляется связь между поколениями, а из разбитого предмета улетучивается сила, передаваемая нам нашими предками.
Природное несовершенство и культивирование непосредственности. Вот ключевые понятия, положенные в основу коллекции Рейко Канеко — мастера, творчество которого балансирует на срезе двух культур и разнице в образе мышления японца и западного человека.
Текст: Юлия Рыжкова, специально для Д.Журнала
Использованный материал:
Вещь в японской культуре. М.: Вост. лит., 2003.