Фрэнк Гери (Frank Gehry) — архитектор с мировым именем, которого многие причисляют к гениям, а кто-то откровенно называет сумасшедшим. Он родился в Торонто 28 февраля 1929 года. Сначала окончил архитектурную школу Университета Южной Калифорнии, а потом получил образование в Гарварде.
В 1963 году архитектор основал собственную студию «Frank O. Gehry and Associates», которая восемь лет была преобразована в «Gehry & Krueger Inc.», а сейчас носит название «Gehry Partners». В 1989 году Фрэнк Гери стал лауреатом Притцкеровской премии.
Его стиль не похож ни на что, он постоянно ломает стереотипы и пытается выйти за рамки обыденного. Как говорит сам Гери: «Лишь очень малую часть из того, что строится, действительно можно назвать настоящей архитектурой — то есть архитектурой, ставящей себе целью создать нечто прекрасное оптимистичными и гуманистическими методами. Большинство же зданий построены просто как «коробки» для отмывания денег. Они не имеют ничего общего с архитектурой».
Здания, которые по всему миру появляются с его легкой руки, никогда не остаются незамеченными. Они несут в себе протест против серости и обыденности, призывают каждого выделиться из толпы.
Если все же попытаться подогнать стиль Фрэнка Гери под определенные рамки, то ближе всего он будет к деконструктивизму. Это направление сформировалось в конце восьмидесятых годов двадцатого столетия, и характеризуется необычными формами и ломаными линиями, призванными противопоставить себя окружающему миру.
Все чаще Гери называют символом нашей эпохи и ставят на одну ступень с такими легендарными личностями, как Микеланджело, Райт и Рен.
Он крайне требователен к себе, почти равнодушен к собственной славе и, казалось бы, даже рад, что она настигла его в достаточно зрелом возрасте: «Слава застигла меня врасплох. Быть может, случись это со мной, когда мне было лет тридцать, слава меня развратила бы».
Ничто не скажет о человеке лучше, чем его дела. Так давайте же посмотрим на некоторые из творений Фрэнка Гери.
Музей Гуггенхейма в Бильбао открыл свои двери в 1997 году. Иногда кажется, что само здание музея гораздо более зрелищно, чем те экспозиции, которые в нем выставляются. Его сравнивают с самолетом, птицей и даже распустившейся розой, однако больше всего оно все же напоминает футуристический корабль. Однако, корабль этот скорее должен бороздить космические просторы, нежели моря и океаны. Центральный атриум по форме напоминает огромный металлический цветок и достигает высоты в пятьдесят пять метров. От него в стороны расходятся изгибающиеся лепестки, в которых расположены выставочные залы. Текучесть форм и беспорядочные изгибы призваны поймать свет. И, действительно, музей очень живописно смотрится на набережной.
Поверхность здания отделана листами из титана, площадь которых достигает двадцати четырех тысяч квадратных метров.
Заслуживает внимания концертный зал Уолта Диснея, строительство которого началось в 1991 году, а вот свои двери он открыл только в 2003 году.
Бюджет данного проекта достиг ста семидесяти миллионов долларов, что и стало одной из причин столь долгого строительства. Концертный зал может одновременно вместить 2265 зрителей и отличается великолепной акустикой. Это довольно важная деталь, учитывая то, что многие считают проекты Фрэнка Гери не функциональными.
Причудливые формы делают здание похожим на нечто неземное, как, впрочем, и все остальные сооружения спроектированные Гери. Облицовка выполнена стальными панелями, что принесло немало неудобств и привело к тому, что внешний вид здания был изменен. Дело в том, что сталь сильно нагревалась и отражала солнечные лучи, поэтому асфальт местами прогревался до температуры шестьдесят градусов, а в близлежащих ломах стояла нестерпимая жара.
Не иначе, как чудом современной архитектуры называют творение Фрэнка Гери, получившее название «Танцующий дом». В народе он также известен как «стакан» и «пьяный дом».
Необычное строение расположилось он в самом центре Праги, на набережной. Строительство его длилось в течение двух лет, с 1994 по 1996 год под строгим контролем президента Чехии. В основе замысла легла идея создать архитектурную пародию на знаменитый танцевальный дуэт Джинджер Роджерс и Фреда Астера. Одна часть дома, та, что расширяется к верху, символизирует мужскую фигуру, а вторая сужается посредине и напоминает женскую фигуру в развевающейся юбке. Замысел удалось воплотить в полной мере, и уже на протяжении многих лет каждый, кто интересуется современной культурой, считает своим долгом воочию увидеть такое чудо, как «танцующий дом».
В девяностых годах Массачусетский Технологический Институт столкнулся с необходимостью обзавестись новым зданием и расширить свою территорию. После долгого отбора кандидатов на роль главного архитектора, комиссия отдала предпочтение кандидатуре Фрэнка Гери. Когда он предоставил на суд трехмерную модель будущего здание, все были очарованы. Снаружи здание привлекает внимание изогнутыми под причудливыми углами стенами, над верхними этажами возвышаются башни высотой от четырех до девяти этажей. Внутри Гери убрал почти все стены и постарался сделать так, чтобы люди, работающие в нутрии, не замыкались в тесных комнатушках, а находились в едином общем пространстве.
Все это великолепие потребовало увеличения бюджета почти в два раза — со 160 до 315 миллионов рублей. Однако на сегодняшний день строения приносят немало хлопот и руководство Института выдвинуло судебный иск против Гери. Дело в том, что стены института начали покрываться плесенью и местами потрескались. С крыш зачастую падают застывшие глыбы льда, что представляет серьезную опасность для жизни окружающих.
К слову сказать, архитектора достаточно часто обвиняют в том, что здания его не практичны, что кроме экстравагантного внешнего облика они ничем не примечательны. Не смотря на это, каждое его творение становится мировой достопримечательностью, заказчики выстраиваются в очередь, а сам он продолжает творить свои неповторимые шедевры, вкладывая в них всю душу.
Текст Анжелики Кузьминой, специально для Д.Журнала