Для некоторых специалистов слово «ремесло» — почти что ругательство. Однако сегодня коллекционеры и кураторы заново открывают для себя сильные стороны ручной работы — как финансовые, так и концептуальные.
Статья предоставлена журналом «Art+Auction Russia» (ИД АртМедиа Груп)
Автор: Арик Чен, Ольга Абрамова
Очередную дискуссию о том, что же такое ремесло в современном мире искусства, спровоцировал нью-йоркский Музей искусств и дизайна. Осенью 2008 года он торжественно открыл свое новое здание. Шедевр Эдварда Даррелла Стоуна 1960-х годов был сильно перестроен, несмотря на сопротивление его многочисленных защитников. Однако не только здание, но и обновленное имя — Музей искусств и дизайна вместо Американский музей ремесла — вызвало неоднозначную реакцию. Новое название стало поводом для бесконечных шуток: Museum of Arts & Design сокращенно звучит как MAD, то есть сумасшедший.
Но страшнее были обвинения в том, что, вопреки 50-летней истории, музей больше не может считаться ведущим центром сохранения и изучения образцов «высокого ремесла», таких как экспрессионистская керамика Питера Вулкоса, органическая мебель Венделла Кастла или абстрактные скульптуры из стекла Станислава Либенски и Ярославы Брыхтовой.
Тем не менее, выбрасывая слово «ремесло» из названия, MAD не изменял собственной концепции. Музей просто пытался подправить свой имидж, пошатнувшийся из-за ассоциации с кружками рукоделия. Теперь он громко заявлял о растущем взаимопроникновении художественных дисциплин, причем не одним только именем, но и выставочными проектами.
В 2009 году прошла большая выставка «Вторая жизнь» на животрепещущую тему продления срока жизни вещей, где среди прочих засветились такие знаменитости, как Субодх Гупта и Ай Вэйвэй. А в январе 2010 года здесь открылась экспозиция «Выше, лучше, больше: искусство Виолы Фрей». Фрей собирала по блошиным рынкам керамические фигурки и превращала их в скульптурные композиции. «Мир искусства изменился, — объясняла директор музея Холли Хотчнер. — Именно поэтому и появилось наше новое имя».
Впрочем, изменился и мир самого ремесла. Споры о его сущности и возможности существования как самостоятельной дисциплины только обострились. В общих чертах ремесло определяется как ручная работа с традиционными материалами: керамикой, стеклом, деревом, металлом и волокном. Его история уходит корнями в глубь веков, в XIX веке оно возрождается благодаря «Движению искусств и ремесел» Уильяма Морриса, а после Второй мировой войны переживает настоящий расцвет в студиях американских ремесленников круга Кастла, Вулкоса и других.
Но если отвлечься от истории, методов и материалов и сосредоточиться на выразительности и функциональности, то суть понятия «ремесло» уже не кажется такой очевидной. Тем более сегодня, когда границы между ремеслом, дизайном и искусством становятся все более прозрачными. Мир современного ремесла находится в подвешенном состоянии: кому-то кажется, что он рушится, а кто-то, напротив, ждет от него небывалого расцвета.
Во всяком случае, аукционные дома по обе стороны Атлантики активно пропагандируют ремесленные объекты, продажи растут несмотря на экономический кризис. Так, личный рекорд Пола Эванса 2007 года ($150 тыс. за пару шкафчиков) побит в декабре 2009-го ($218,5 тыс. за подвесной буфет). И если все еще держится рекорд Джорджа Накашимы ($822,4 тыс. за стол Arlyn в декабре 2006-го), то только потому, что вещи подобного уровня редко попадают на торги. В то время как превышение эстимейтов на работы этого мастера — обычное явление.
Специалисты американского аукционного дома Rago часто работают с ремесленными объектами и считают этот рынок «поразительно жизнеспособным». В декабре 2009 года на торгах современного дизайна и ремесла Rago удалось обновить рекорд на произведения Уортона Эшерика. В 2006 году за $312 тыс. продали трехстворчатую ширму из ореха, датированную 1927 годом, а теперь большой ореховый буфет, 1969, ушел за $335,5 тыс.
Дом Bonhams тоже много и успешно торгует ремесленными предметами самых разных авторов. На сентябрьском аукционе 2009 года в Лос-Анджелесе за медную вазу Дирка ван Эрпа 1911 года заплатили $21,35 тыс., а на декабрьском в Нью-Йорке — $19,52 тыс. за керамический объект Тосико Такаэдзу 1991 года. На тех же торгах цена на работу знаменитого американского стеклодува Дейла Чиули, 1992, поднялась до $41,5 тыс.
Не прошел незамеченным перезапуск самой авторитетной в Европе ярмарки современного ремесла Collect в мае 2009 года. Она состоялась в помещении Saatchi Gallery в Лондоне, и останется на этом месте в 2010-м. Престижный смотр работ начинающих мастеров в области дизайна, технологий и ремесла — ярмарка Talente 2010 — откроется в марте в Мюнхене. И все же на ремесло по отношению к искусству и дизайну до сих пор часто посматривают как на домохозяйку в халате рядом с женщиной-вамп.
Но времена меняются, и во многом благодаря усилиям самих мастеров современного искусства и дизайна. Вышитые вазы Хеллы Йонгериус, знаменитый «Узелковый стул» Марселя Вандерса, сплетенный в технике макраме из вымоченных в смоле веревок, медные отполированные вручную вазы Тома Диксона или лоскутная мебель братьев Кампана — что это, как не признание ценности ручной работы?
С помощью этих художников ремесло укрепляет свои позиции в той части рынка, где крутятся большие деньги, и на ведущих аукционах вместе со звездами современного дизайна появляются звезды «высокого ремесла»: Кастл, Накашима, Бетти Вудман. Phillips de Pury уже давно и очень успешно наряду с объектами Марка Ньюсона и Захи Хадид продает классическую керамику Люси Ли и Ганса Коупера. Последние торги 2009 года только подтвердили стабильный спрос на их произведения. В мире изящных искусств далеко не все относятся к ремеслу с одинаковым энтузиазмом.
И все же многие галеристы представляют работы ремесленников в одном ряду с произведениями чистого искусства. «Я не вижу разницы между тем, что делают Бетти Вудман или Ричард Девор, и тем, что принято называть искусством, — говорит нью-йоркский галерист Макс Протетч. Куратор выставки «Новая материальность: диалог информационных технологий и ремесла» (The New Materiality: Digital Dialogues at the Boundaries) Фо Уилсон пошел еще дальше и сосредоточился на том, какую роль в этом процессе играют новые технологии. Для экспозиции в Fuller Craft Museum, которая открывается в мае 2010 года, он отобрал художников, одинаково мастерски владеющих как компьютерной графикой или цифровыми видеокамерами, так и техникой обработки дерева, металла или стекла.
Легко преодолевает любые границы эксцентричный англичанин Грейсон Перри, который не боится соединять традиционное ремесло с самыми острыми и скандальными проблемами современности. В 2003 году он получил за свои расписные вазы премию Тернера, победив, среди прочих, братьев Чэпменов. Между тем многие специалисты отказываются от термина «ремесло». Марк Лиман, основатель и директор SOFA, престижной ярмарки ремесел, старается и вовсе не употреблять слово на букву «р». Проходящая трижды в год в Чикаго, Санта Фе и Нью-Йорке ярмарка SOFA представляет на суд зрителей Sculpture Objects & Functional Art, то есть скульптурные объекты и прикладное искусство — все что угодно, только не ремесло.
«Некоторым людям слово «ремесло», в отличие от «искусства», в определении их творчества кажется обидным», — объясняет свою позицию Лиман. Он утверждает, что время студийного ремесленного движения давно прошло. Зато, по его мнению, наступила так называемая «постремесленная» эпоха, когда категория «ремесло», а именно «мастерство обработки материала», может одинаково применяться как к керамике Вулкоса, так и к скульптурным работам Кики Смит. Отвергая ремесло как дисциплину, Лиман пытается ввести более широкое понятие ремесла как идеи. В конечном счете спор о том, что и почему можно называть ремеслом, может показаться слишком академичным. И разве в реальном мире определения имеют значение?
С точки зрения рынка ответ пока не ясен. «В 90-е годы и в начале 2000-х если вы выставляли на аукцион нечто и называли это «современным искусством», а не «ремеслом» или «дизайном», цены на торгах взлетали, — говорит Джеймс Земайтис из Sotheby’s, — но сегодня все смешалось, и цены почти сравнялись». Специалисты Bonhams соглашаются, что покупатели готовы «переплачивать за хорошую вещь, независимо от материала, из которого она сделана».
Но от бывшего директора MAD Холли Хотчнер вы услышите совсем другую версию. Прежнее название — Американский музей ремесла — отпугивало не только спонсоров и представителей финансирующих музей фондов. «Оно ставило в тупик прессу и публику, и даже художников и кураторов, — утверждает Хотчнер. — Всем стало лучше, с тех пор как MAD произвел ребрендинг».
Все эти противоречивые суждения отнюдь не помогают понять, что такое современное ремесло и есть ли у него принципиальные отличия от дизайна. И разве то и другое не является искусством? С уверенностью можно сказать только: «Ремесло умерло. Да здравствует ремесло!»