Поводом рассказать про Питера Опсвика – создателя красивой, удобной и «умной» мебели, способной служить человеку на протяжении если не всей жизни, то многих-многих лет, стал выпуск третьей версии кресла Reflex3 для компании Naturellement.
Reflex3 представляет собой довольно нестандартное кресло-качалку, спинка, сидение и подголовник которой находятся в подвешенном состоянии, обеспечивая естественные колебательные движения в двух направлениях – из стороны в сторону и вперёд-назад.
Каждый сидящий может задать ему свой собственный ритм, так как конструкция предмета очень динамична. Дизайнер сравнивает ощущения от сидения в этом кресле с успокаивающим покачиванием на волнах, ведь устройство Reflex3, амплитуда движения которого продумана до мелочей, обеспечивает максимальное чувство комфорта и полного расслабления всего тела.
Стул Reflex1 (2002)
Кому, как не Опсвику можно полностью довериться в любых вопросах, связанных с конструктивными особенностями посадочных мест – будь то стульчик-качалка для малыша или кресло для презентабельного офиса. Вот уже более сорока лет этот норвежский дизайнер занимается производством мебели, идеально отвечающей современным условиям жизни, и безоговорочный успех его практических достижений в области исследования эргономики предметов ежегодно подтверждается престижными наградами и премиями (NeoCon Gold Award, Index, Innovation Prize, Classic Prize, Jacob Prize и др.)
Питер Опсвик родился в 1939 году. Образование получил в Колледже прикладного искусства (College of Applied Art) в Бергене и норвежском Государственном колледже прикладного искусства (Norwegian State College of Applied Art) в Осло. Пять лет (с 1965 по 1970) проработал на фабрике Tandberg Radio, занимаясь разработкой дизайна портативного радиоприёмника. Уже в 1967 году Опсвик начинает карьеру независимого дизайнера, первым серьёзным заказчиком которого стал мебельный производитель Stokke, а первым предметом, разработанным для этой компании – кресло Oase/Inka.
Ну, а в 1972 году Питер становится отцом – и именно тогда появляется его знаменитый детский стул Tripp Trapp, устройство которого позволяет родителям регулировать высоту сидения и подставки для ног по высоте и глубине. Универсальный стульчик, разработанный дизайнером для Stokke, обеспечивает безопасное и удобное положение тела ребёнка во время сидения, начиная с шести месяцев и заканчивая подростковым возрастом.
Mini Max (1970-1975) для Stokke
Творческие интересы Опсвика не ограничиваются дизайном мебели. Питер всерьёз увлечён графикой, с 1967 года являясь постоянным участником художественных выставок. Также с начала 70-х Опсвик выступает с джазовым ансамблем. Он виртуозно исполняет партии на саксофоне, за что удостаивается наград ещё и на музыкальном поприще (например, Spellemannsprisen в 1973 году). А в 1971 году дизайнер блестяще проявил себя как проектировщик выставочных пространств: разработанный им скандинавский павильон получил золотую медаль на выставке Exempla в Мюнхене.
Garden (1985-2005) для Stokke
Школьные парты и офисные кресла для компании Håg, подставка под ноги для парикмахеров и раскладной стул Safari (насколько практичный, настолько же красивый), прототип автомобиля Butterfly, работающего на солнечной энергии, над которым Опсвик трудился более 10 лет, и детская площадка, созданная им совместно с Terje Ekstrǿm – эти предметы демонстрируют способность дизайнера отзываться на потребность людей в удобных и эстетически привлекательных вещах для ежедневного использования.
Håg Conventio Wing (2006)
Вместе с этим, в его послужном списке также есть удивительные звуковые картины, инсталляции с открывающимися дверками, целая серия предметов, разработанных для компании Cylindra, и балансирующих на грани дизайна и искусства, стулья Cubistic и Vision, которые, благодаря их необычной форме, очень хочется назвать «художественными».
Cylindra Objects (1996)
Питер Опсвик предстаёт перед нами в двух ипостасях: рационального и функционально мыслящего промышленного дизайнера – и музыканта, писателя, художника-экспрессиониста, не только эмоционального, но и выразительно проявляющего свои эмоции.
В 2008 году Питер Опсвик написал и выпустил книгу «Rethinking Sitting», в которой он поделился своим видением исторического развития и усовершенствования формы стула и кресла, подробно рассматривая их новые, экспериментальные виды. К примеру, стул, выпускаемый под зарегистрированной в Норвегии торговой маркой balans®, позволяет пользователю привставать на колени в процессе сидения.
Duo balans® (1984-2005) для Stokke
Первым норвежским экспериментатором в области устройств для сидения с функцией поддержки голеней, стал Hans Chr. Mengshoel. Его идеи нашли развитие в работах Опсвика и ещё двух местных дизайнеров – Одвина Рюккена (Oddvin Rykken) и Свейна Гусруда (Svein Gusrud). Отличительной особенностью своих работ сам Питер считает полную свободу движений и возможность варьировать различные позиции сидящего в кресле человека.
Стул Variable balans® (1979) для Variér
Об одной из таких моделей Gravity balans®, разработанной им, для компании Variér, дизайнер сказал следующее: «Это не стул, а образ жизни». Пожалуй, данную фразу можно применить для характеристики творчества Питера Опсвика в целом, человеколюбивый дизайн которого позволяет нам не думать об устройстве предметов, а просто в них жить.
Gravity balans® (1983) для Variér
Фото с сайта Питера Опсвика
Авторский текст Д.Журнала
Офисное кресло Håg Credo (1984)
Håg Supporter (1983)
Håg Swing (1999)
Motion (1998-2003) для Stokke
Стул Penguin (2008) для Variér
Pendulum (1983) для Variér
Thatsit balans® (1991) для Variér
Стул Python (1974)
Cylindra Objects (1986), Музей прикладных искусств в Осло
Стул Cylindra (1986)
Диван (1990), разработан совместно с Terje Ekstrøm
Ритмичный стул Swing 4 (1999)
Минималистичная разборная мебель Nomadi (2001)
Материалы статьи разрешается использовать в соответствии с лицензией GNU FDL.